воскресенье, 18 октября 2015 г.


Продолжение. Начало см. http://sdfaruntsev.blogspot.ru/2015/01/61975.html В/ч 61975. Часть 4. Параллельная жизнь секретного объекта «Угон».
Становская малоформатная начальная школа

 

 В 1959 году мы поступили в первый класс малоформатной начальной школы деревни Становое. На приложенной фотографии представлена команда перваков – моих сверстников, подготовленных для движения в сторону школы (сдается, что в самый первый день нас отправили туда пешком, потому что фотографировались мы у пешеходной проходной рядом с домом Юрки Патрушева). Крайний слева – Игорек Федоров. Следующий – автор этих записок в форме. Затем – Людочка Тихонова (совершенно не уверен, что не соврал с её именем и фамилией). Затем стоят Юра Патрушев, также в форме и фуражке на макушке, Ирочка Гришина и Коля Аксенов. Все, как и положено первого сентября - с букетами цветов. Правда, не шибко веселые (ещё не знали, но уже чувствовали, чем это все кончится…).

Пожалуй, стоит описать тогдашнюю школьную мальчиковую форму,  которой нас с Юркой осчастливили родители. Наверное, только огромное желание пойти в школу, куда уже два года ходил брат Витек, заставило меня надеть эту форму. Брюки и гимнастерка шились из очень грубого материала, может и прочного, но жутко колючего. Лично я даже в теплое время пытался под низ поддеть что-нибудь, иначе, чуть вспотев, жить – ходить, сидеть, вставать, в ней было невозможно, кололось жутко!  Гимнастерка подпоясывалась ремнем с пряжкой, на голове – форменная фуражка с кокардой. На пряжке и кокарде был выдавлен фирменный знак учащихся - раскрытая книга. Обязательной принадлежностью любой школьной формы (не только магазинной) являлся белый подворотничок (и у мальчиков и у девочек). Пожалуй, самой ценной вещью в той форме был ремень с пряжкой – серьезное оружие во время мальчишеских разборок. В магазинной форме, как правило, ходили только самые младшие – при поступлении в первый класс. Об этом я сужу и по нашей общей школьной фотографии, где на мне в 3-м классе уже надета курточка (мама сама такие шила нам с братом), другие сверстники – в рубашках, кофтах, джемперах. В официальной форме – лишь самые младшие, первоклассники.

Поскольку мало кто сейчас представляет, что это такое – малоформатная сельская начальная школа, следует особо остановиться на этом моменте. Собственной школы в воинской части, понятно, не было. Младших школьников определяли учиться в начальную школу в деревне Становое, которая отстояла от части на полтора-два километра. Детей, закончивших четвертый класс, переводили в восьмилетку в селе Чулково. И Становое, и Чулково лежали на Рязанском шоссе, но Чулково было ближе к Москве на десяток километров. Деревня Становое, как нам рассказывали в школе, получила свое историческое название по месту, где останавливались с ночлегом купцы, следующие с товаром в Москву. Очевидно деревня (скорее всего, село, хотя церкви там не припоминаю) была до революции не бедная. У жителей её и в 60-е советские годы сохранились и дореволюционная утварь, и старинные бумажные деньги – солидные царские десятки и маленькие несерьезные «керенки». Старинные деньги были в постоянном ходу в школе в качестве обменного товара между нами и деревенскими ребятами. У меня и поныне с тех времен где-то лежит целая пачка царских купюр и мелких монет разного достоинства.

Здание школы представляло собой большой деревенский дом с печкой посредине, внутри которого имелись прихожая (фойе, если угодно), слева из которой был вход в классную комнату, а с другой стороны – небольшая учительская. Туалет находился во дворе. Меня там однажды на перемене запер снаружи деревенский пацан-одноклассник, с которым по непонятной причине у нас не сложились отношения. Тот постоянно пытался строить мне всякие пакости. Кончилось тем, что мы по-крупному подрались с пацаном. Я получил удар перьевой ручки в шею, но в ответ изрядно извалял и помутузил противника в снегу. После этого у нас установились отношения вооруженного нейтралитета (хотя очень возможно, это случилось уже в следующей моей деревенской школе, т.к. в Становом мы жили с деревенскими ребятами дружно).

Главная особенность малоформатной школы была в том, что в одной классной комнате учились ученики всех четырех начальных классов! В классной комнате имелись четыре ряда парт по два ряда и своей доской для каждого класса. Классы учились попарно в две смены. Например, в утреннюю смену совместно учились первый и третий класс, в вечернюю (или дневную) – второй и четвертый класс. Каждую смену вел один учитель. Нам с братом при таком распределении классов и смен очень повезло, т.к. при разнице в два года мы с ним два года ходили в одну смену и, фактически, в один класс! Хотя и имелись при таком порядке известные неудобства, т.к. не удавалось скрыть плохие оценки и иные школьные неприятности.

Нас с братом учила Александра Ивановна Богатырева, моя и Витина первая учительница. Другую смену вела Евника Сергеевна (фамилии к сожалению, не запомнил). Александра Ивановна (на общей приложенной фотографии она сидит в центре справа) сначала вела урок с одной половиной, например, первым классом, давала им задание и переходила к старшим. Мы занимались порученным делом и одновременно подсматривали за соседями. Александра Ивановна следила, чтобы ученики не слишком отвлекались, и частенько покрикивала на нас. Вообще, наша первая учительница не особо стеснялась повышать голос на учеников. Сначала мы очень пугались её громкого голоса, потом привыкли и полюбили Александру Ивановну. Помимо чисто учебной программы, на уроках труда нас учили пользоваться иголкой с нитками - штопать носки, вышивать на пяльцах обычным и болгарским крестом (и мальчишек тоже!). Кстати, белые подворотнички к школьной форме мы с братом подшивали сами. Занимались этим обычно под присмотром мамы в воскресенье вечером, накануне новой учебной недели. На музыкальных занятиях учащиеся начальных классов изучали нотную грамоту, учились танцевать. Я помню, что мы с девочками-одноклассницами разучивали танго к школьному утреннику (в дальнейшем по жизни меня, к сожалению, никто больше танцам не учил). За деревней Становое находился большой овраг с карьером, куда по наказу Александры Ивановны в теплую погоду мы лазили добывать глину, которая использовалась на уроках труда для лепки. Фигурки потом раскрашивались, и демонстрировались родителям на утренниках.

Поскольку школа была сельская, в конце учебного года все классы частенько снимались с уроков и отправлялись дергать сурепку, пропалывать от сорняков бесконечные кукурузные поля. Напоминаю – это была эпоха конца 50-х, начала 60-х, когда все Подмосковье было уже засеяно кукурузой. Вызревать она толком не успевала и шла в основном на силос. По осени учителя устраивали экскурсии в лес, где мы собирали желуди для поделок, а, забредая в окружающие поля, лакомились молодыми початками кукурузы, а больше – швырялись ими.

Для нас офицерских детей, не менее чем учеба, были интересны сборы и поездки в школу. Поскольку до школы надо было добираться пешком довольно далеко, нас, как правило, отправляли всех вместе (всю смену) армейским автотранспортом. В части было две машины, на которых мы ездили. Первая – это автобус, типа того, на котором Жеглов и Шарапов гонялись по Москве за «черной кошкой». Вторая гарнизонная машина, используемая в качестве общественного транспорта, – санитарка, если уж продолжать использовать киношные аналогии, то подобная той, на которой Шурик с приятелем в «Кавказской пленнице» пытался спасать «студентку, комсомолку и просто красавицу».

Утром, как только партия учеников была готова к выезду в школу, родители начинали звонить и выяснять, на чем учеников повезут сегодня, на автобусе или санитарке. Иногда не было в наличии ни того, ни другого, и нас отправляли в школу пешком, если погода позволяла. После окончания уроков мы опять ждали, когда за нами приедет армейский транспорт. Иногда ждать приходилось очень долго, если во второй смене – то до темноты. В самых критических (и счастливых!) случаях приезжал командирский газик и по частям довозил школьников до КПП. Но не припоминаю случая, чтобы мы пропустили школу из-за отсутствия транспорта (к нашему тогдашнему сожалению!).
Окончание следует
http://sdfaruntsev.blogspot.ru/2015/01/61975_29.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий