Продолжение. Начало см. http://sdfaruntsev.blogspot.ru/2015/01/61975.html В/ч
61975. Часть 4. Параллельная жизнь секретного объекта «Угон».
Становская
малоформатная начальная школа
В 1959 году
мы поступили в первый класс малоформатной начальной школы деревни Становое. На приложенной
фотографии представлена команда перваков – моих сверстников, подготовленных для
движения в сторону школы (сдается, что в самый первый день нас отправили туда
пешком, потому что фотографировались мы у пешеходной проходной рядом с домом
Юрки Патрушева). Крайний слева – Игорек Федоров. Следующий – автор этих записок
в форме. Затем – Людочка Тихонова (совершенно не уверен, что не соврал с её
именем и фамилией). Затем стоят Юра Патрушев, также в форме и фуражке на
макушке, Ирочка Гришина и Коля Аксенов. Все, как и положено первого сентября - с
букетами цветов. Правда, не шибко веселые (ещё не знали, но уже чувствовали, чем
это все кончится…).
Пожалуй,
стоит описать тогдашнюю школьную мальчиковую форму, которой нас с Юркой осчастливили родители. Наверное,
только огромное желание пойти в школу, куда уже два года ходил брат Витек,
заставило меня надеть эту форму. Брюки и гимнастерка шились из очень грубого
материала, может и прочного, но жутко колючего. Лично я даже в теплое время пытался
под низ поддеть что-нибудь, иначе, чуть вспотев, жить – ходить, сидеть,
вставать, в ней было невозможно, кололось жутко! Гимнастерка подпоясывалась ремнем с пряжкой,
на голове – форменная фуражка с кокардой. На пряжке и кокарде был выдавлен
фирменный знак учащихся - раскрытая книга. Обязательной принадлежностью любой
школьной формы (не только магазинной) являлся белый подворотничок (и у
мальчиков и у девочек). Пожалуй, самой ценной вещью в той форме был ремень с
пряжкой – серьезное оружие во время мальчишеских разборок. В магазинной форме,
как правило, ходили только самые младшие – при поступлении в первый класс. Об
этом я сужу и по нашей общей школьной фотографии, где на мне в 3-м классе уже
надета курточка (мама сама такие шила нам с братом), другие сверстники – в
рубашках, кофтах, джемперах. В официальной форме – лишь самые младшие,
первоклассники.
Поскольку мало кто сейчас представляет, что это
такое – малоформатная сельская начальная школа, следует особо остановиться на
этом моменте. Собственной школы в воинской части, понятно, не было. Младших
школьников определяли учиться в начальную школу в деревне Становое, которая
отстояла от части на полтора-два километра. Детей, закончивших четвертый класс,
переводили в восьмилетку в селе Чулково. И Становое, и Чулково лежали на Рязанском
шоссе, но Чулково было ближе к Москве на десяток километров. Деревня Становое,
как нам рассказывали в школе, получила свое историческое название по месту, где
останавливались с ночлегом купцы, следующие с товаром в Москву. Очевидно
деревня (скорее всего, село, хотя церкви там не припоминаю) была до революции не
бедная. У жителей её и в 60-е советские годы сохранились и дореволюционная
утварь, и старинные бумажные деньги – солидные царские десятки и маленькие
несерьезные «керенки». Старинные деньги были в постоянном ходу в школе в
качестве обменного товара между нами и деревенскими ребятами. У меня и поныне с
тех времен где-то лежит целая пачка царских купюр и мелких монет разного
достоинства.
Здание школы представляло собой большой деревенский
дом с печкой посредине, внутри которого имелись прихожая (фойе, если угодно),
слева из которой был вход в классную комнату, а с другой стороны – небольшая
учительская. Туалет находился во дворе. Меня там однажды на перемене запер
снаружи деревенский пацан-одноклассник, с которым по непонятной причине у нас
не сложились отношения. Тот постоянно пытался строить мне всякие пакости.
Кончилось тем, что мы по-крупному подрались с пацаном. Я получил удар перьевой
ручки в шею, но в ответ изрядно извалял и помутузил противника в снегу. После
этого у нас установились отношения вооруженного нейтралитета (хотя очень
возможно, это случилось уже в следующей моей деревенской школе, т.к. в Становом
мы жили с деревенскими ребятами дружно).
Главная особенность малоформатной школы была в том,
что в одной классной комнате учились ученики всех четырех начальных классов! В
классной комнате имелись четыре ряда парт по два ряда и своей доской для
каждого класса. Классы учились попарно в две смены. Например, в утреннюю смену совместно
учились первый и третий класс, в вечернюю (или дневную) – второй и четвертый
класс. Каждую смену вел один учитель. Нам с братом при таком распределении
классов и смен очень повезло, т.к. при разнице в два года мы с ним два года
ходили в одну смену и, фактически, в один класс! Хотя и имелись при таком
порядке известные неудобства, т.к. не удавалось скрыть плохие оценки и иные
школьные неприятности.
Нас с братом учила Александра Ивановна Богатырева, моя
и Витина первая учительница. Другую смену вела Евника Сергеевна (фамилии к
сожалению, не запомнил). Александра Ивановна (на общей приложенной фотографии
она сидит в центре справа) сначала вела урок с одной половиной, например, первым
классом, давала им задание и переходила к старшим. Мы занимались порученным
делом и одновременно подсматривали за соседями. Александра Ивановна следила,
чтобы ученики не слишком отвлекались, и частенько покрикивала на нас. Вообще,
наша первая учительница не особо стеснялась повышать голос на учеников. Сначала
мы очень пугались её громкого голоса, потом привыкли и полюбили Александру
Ивановну. Помимо чисто учебной программы, на уроках труда нас учили пользоваться
иголкой с нитками - штопать носки, вышивать на пяльцах обычным и болгарским
крестом (и мальчишек тоже!). Кстати, белые подворотнички к школьной форме мы с
братом подшивали сами. Занимались этим обычно под присмотром мамы в воскресенье
вечером, накануне новой учебной недели. На музыкальных занятиях учащиеся
начальных классов изучали нотную грамоту, учились танцевать. Я помню, что мы с
девочками-одноклассницами разучивали танго к школьному утреннику (в дальнейшем
по жизни меня, к сожалению, никто больше танцам не учил). За деревней Становое
находился большой овраг с карьером, куда по наказу Александры Ивановны в теплую
погоду мы лазили добывать глину, которая использовалась на уроках труда для
лепки. Фигурки потом раскрашивались, и демонстрировались
родителям на утренниках.
Поскольку школа была сельская, в конце учебного года
все классы частенько снимались с уроков и отправлялись дергать сурепку,
пропалывать от сорняков бесконечные кукурузные поля. Напоминаю – это была эпоха
конца 50-х, начала 60-х, когда все Подмосковье было уже засеяно кукурузой.
Вызревать она толком не успевала и шла в основном на силос. По осени учителя
устраивали экскурсии в лес, где мы собирали желуди для поделок, а, забредая в
окружающие поля, лакомились молодыми початками кукурузы, а больше – швырялись
ими.
Для нас офицерских детей, не менее чем учеба, были
интересны сборы и поездки в школу. Поскольку до школы надо было добираться
пешком довольно далеко, нас, как правило, отправляли всех вместе (всю смену) армейским
автотранспортом. В части было две машины, на которых мы ездили. Первая – это
автобус, типа того, на котором Жеглов и Шарапов гонялись по Москве за «черной
кошкой». Вторая гарнизонная машина, используемая в качестве общественного
транспорта, – санитарка, если уж продолжать использовать киношные аналогии, то
подобная той, на которой Шурик с приятелем в «Кавказской пленнице» пытался
спасать «студентку, комсомолку и просто красавицу».
Утром, как только партия учеников была готова к
выезду в школу, родители начинали звонить и выяснять, на чем учеников повезут
сегодня, на автобусе или санитарке. Иногда не было в наличии ни того, ни
другого, и нас отправляли в школу пешком, если погода позволяла. После
окончания уроков мы опять ждали, когда за нами приедет армейский транспорт.
Иногда ждать приходилось очень долго, если во второй смене – то до темноты. В
самых критических (и счастливых!) случаях приезжал командирский газик и по
частям довозил школьников до КПП. Но не припоминаю случая, чтобы мы пропустили
школу из-за отсутствия транспорта (к нашему тогдашнему сожалению!).
Комментариев нет:
Отправить комментарий